Стенды для ДОУ
Детский сад для многих людей - место прекрасных воспоминаний и хорошо проведенного детства. Там у многих впервые появилась своя семья, были первые разводы, там научились готовить куличики и много другого. В каждом садике должна быть хорошая, располагающая и подталкивающая к развитию обстановка. Нельзя бросить оформление комнат для разных групп на самотек. За дизайном и интерьером нужно внимательно следить, он должен быть продуман до мелочей и безопасен для детей. Тем более дети разных возрастов требуют особенного подхода. Для оформления дошкольных учебных учреждений были составлены методические рекомендации. В помощь родителям, воспитателям и руководству ДОУ.
Стенды для детского сада купить
Деление детей по возрастным группам в ДОУ.
Во-первых, стоит начать с того, что группы разного возраста требуют разного рода развития. Поэтому и помещения должны быть оборудованы по-разному. Всех детей по возрасту делят на 4 группы и для каждой из них есть составленная и утвержденная программа, по которой они готовятся к школе и развиваются.
- Ранний возраст — овладение предметно-манипулятивной деятельностью, формирование активной речи, развитие ощущений и восприятия (зрительные, слуховые, тактильные и др.), воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Младший дошкольный возраст — овладение предметно-практической деятельностью (деятельность с предметами по их назначению), усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие речи, формирование правильного понимания опыта взаимодействия с окружающими (вижу, слышу, чувствую, действую);
- Средний дошкольный возраст — игровая деятельность, формирование грамматической правильности речи и выход на творческий уровень сюжетно-ролевой игры;
- Старший дошкольный возраст — формирование психологической зрелости и готовности к обучению в школе (жизненные компетентности, мотивация, саморегуляция, умение общаться, интерес к познавательной деятельности).
Как правильно оборудовать помещения для каждой из этих групп детей?
Для детей раннего возраста помещение оборудовать стоит с оглядкой на безопасность их пребывания в детском саду. Их опорно-двигательный аппарат еще не развился достаточно хорошо - это стоит учитывать. Все предметы должны быть простыми и понятными, привлекательными и приятными на ощупь. Лучше не допускать появления неприятных или потенциально неприятных предметов в помещении для детей. Так же нужно помнить о том, что это место, с которым дети столкнутся впервые, войдя в окружение людей без мамы и папы. Поэтому все, с чем они соприкоснутся здесь, отпечатается на их психике как первый опыт контакта с предметом. Задача воспитателей и руководства садика сделать все, чтобы этот опыт был позитивным. Конечно, многое зависит и от семьи, в которой растет каждый отдельный ребенок. Но детский коллектив в саду – это неотъемлемый этап формирования личности очень многих детей.
Дети младшего дошкольного возраста сосредоточены на познании окружающего мира через контакт с предметами, до которых они могут дотянуться. Здесь очень важно расставить мебель и игрушки так, чтобы было достаточно свободного пространства для всех воспитанников группы. Физическая активность для детей такого возраста необходима. Чтобы детям было проще расставаться с родителями, когда они приходят в садик, можно прямо на входе поставить яркую мягкую игрушку, которая привлечет внимание ребенка. Интересной идеей для облегчения таких расставаний являются стенды для фотографий детей "Доброе утро, я пришел". Принцип работы стенда такой, по приходу в группу ребенок достает свою фотографию из объемного кармана внизу стенда и размещает ее в любом понравившемся месте на стенде. Такой процесс отвлекает ребенка от расставания, а в дальнейшем ещё и является мотиватором к посещению детского сада.
Пространство для детей среднего дошкольного возраста стоит оборудовать согласно их программе обучения. Здесь нужно оформить комнату так, чтобы подтолкнуть детскую фантазию к развитию. Очень хорошо с этим справляются книги. Они должны быть не больше, чем на 5-7 страниц, с цветными яркими картинками. Обновлять арсенал библиотеки стоит раз в две-три недели. В вопросе обновления библиотеки очень хорошо поможет буккроссинг. В процессе участвуют не только воспитатели, но и родители, и дети. Буккроссинг – это обмен книгами - движение, которое существует недолго. Суть заключается в том, что оборудуют место для книг, где можно оставить свою книгу для любого человека и взять что-то для себя. Так же в помещение нужно добавить мягкие игрушки в виде животных, кукол и такие материалы как песок, глину, дерево и другие. Для этих материалов используется специальная мебель - уголок песка и воды. Только не нужно захламлять пространство, все должно быть в меру.
У детей старшего дошкольного возраста появляется больше занятий, которыми они могут и должны заниматься в детском саду. Это период, когда им пора готовится к школе. Их психика уже готова к коротким ознакомительным занятиям. Они спокойно существуют в коллективе и охотнее сбиваются в группы для игровой или учебной деятельности. Поэтому оформление пространства должно позволять всем проводить время в группах. Книги для их возраста очень полезны. Но они все еще не должны быть слишком большими, ребенок старшего дошкольного возраста еще не умеет сосредотачиваться на одном занятии на протяжении долгого времени. И конечно же пространство для беготни и движения должно быть достаточно большим.
Принципы в оформлении пространства.
МОН, при составлении программы дошкольного обучения рекомендует обратить особое внимание на взаимодействие с семьями, прививании детям дошкольного возраста базовых ценностей: доброты, дружбы, любови, ответственности, чувства красоты. Среди стандартных средств развития предлагаются некоторые новые, например:
- дерево целей или дерево развития группы – это проект общей интерактивной деятельности родителей, детей и педагогов; такие стенды очень популярны. Они отражают процесс развития, в котором активно участвуют родители;
- буккроссинг – это деятельность, в которой так же берут участие и дети, родители и воспитатели. В каждой группе должен быть свой шкаф или полка с книгами для детей и, возможно, родителей, где можно взять любую книгу и оставить взамен свою для других родителей или детей;
- родительский сундучок – это место, где родители оставляют свои пожелания и предложения по занятиям для группы и по улучшению процесса обучения и воспитания.
Для того, чтобы программа, подобранная педагогами в дошкольном учебном учреждении, усваивалась максимально хорошо, нужно создать правильные комфортные условия окружающей среды. Стресс сильнее всего тормозит процесс развития ребенка, поэтому так важно оформить пространство в теплой и душевной атмосфере.
Пространственные зоны в детском саду.
Так же, как и в школе, пространство в комнате делится на зоны. Игровая, учебно-познавательная, обеденная, зона отдыха и т.д. Для каждой зоны свое оформление и своя табличка. Обязательно должна быть зона для родителей. В основном там находятся стенды с полезной сменной информацией для родителей, расписание занятий, режим, который соблюдается в садике, меню на неделю, список именинников. Это могут быть разные стенды, а можно уместить все в один большой. Подобрать нужный стенд несложно, можно даже предложить свой макет или вариант, который подходит именно для вашей группы. На двери каждой комнаты должна находится табличка с названием группы, соответственно все оформление внутри тоже подбирается под название и девиз детского коллектива во главе с воспитателями и родителями. Название и девиз – это то, что помогает детям объединятся и осознать себя как часть коллектива.
Какие стенды должны быть в группе обязательно?
Первый и самый необходимый - родительский уголок. Это пластиковый стенд с карманами для сменной информации. Сюда размещают информацию о предотвращении травм, текущую важную информацию, список детей, рекомендации медработников.
Следующие - стенды для творчества. В дошкольном учебном учреждении дети ежедневно учатся делать что-то своими руками. Это очень полезно для хорошего и правильного развития. Для поделок и рисунков есть специальные стенды, которые можно оформить под название конкретной группы или нейтрально. Из самых удобных и популярных это:
- Стенд-растяжка для рисунков. Два пластиковых стенда, между которыми натягиваются ленты, на которые прищепками или скрепками крепятся рисунки детей.
- Магнитный стенд для рисунков. Это небольшие яркие акриловые или пластиковые держатели с магнитом. С помощью ответного магнита крепится рисунок.
- Пластиковый стенд с деревянными полочками для выставки детских работ. Такой стенд может также иметь большую коробку для рисунков. Пусть все рисунки видно не будет, как на предыдущих вариантах, но такой стенд экономит место.
Как недорого оформить группу?
Большой помощник в красивом и не дорогом оформлении - это труд. Ваш собственный или с помощью детей. Чтобы оформить помещение не дорого, вам придется самому стать и дизайнером, и арт-директором: нужны лишь ножницы, клей, яркая бумага, текстиль, краски и ... идея. Зато можно создать настолько неповторимый образ группы, что уже со входа будет понятно: именно здесь рождается сказка! Ребенок, чувствуя душевное тепло, вложенное воспитателем в оформление группы, будет каждый день с удовольствием приходить сюда. Ну а для облегчения вашего труда отлично подойдут наклейки и стенды-аппликации на стену. Это и ярко, и привлекательно, и, что немаловажно, совсем не дорого. Они могут быть самыми разными. Чаще всего это персонажи любимых детских сказок и мультиков. Еще есть универсальные полезные элементы для оформления группы, например, ростомеры. Детям они очень нравятся и такой декор точно не останется без внимания. В интересно оформленную группу захочется приходить.
Наклейки в некоторых случаях даже обязательны: чтобы малышам, родителям и воспитателям было проще ориентироваться среди множества детских шкафчиков и кроватей, есть специальные комплекты наклеек. Для каждого ребенка – своя наклейка на шкаф, кровать и стул. Это значительно упрощает организацию пространства и востребовано из санитарно-гигиенических соображений. Можно, конечно, и просто написать имя каждого воспитанника, но обычно практикуют одинаковые картинки на всех предметах мебели для каждого ребенка. Так проще запомнить малышу.
Что еще важно?
Уголок дежурства – это стенд или табличка, которая помогает воспитателю и детям следить за распорядком дежурств и назначать вовремя ответственного за порядок. Также задача стенда - формировать у ребенка базовые навыки ухода за собой и за окружающей средой и помощи в быту.
Очень важные для детей стенды – обучающие и информационные. Стенды о здоровье и гигиене. Сюда входят такие стенды, как:
- Стенд опасные предметы;
- Стенд порядок одевания;
- Стенд режим дня;
- Стенд дни недели;
- Стенд "Части суток";
- Стенд "Как правильно мыть руки" и другие.
Этому обязательно нужно научить каждого ребенка. Стенды с красивыми динамичными картинками помогут в этом. Детям интересно узнавать новую информацию и яркий привлекательный стенд только способствует детской любознательности.
Уголок погоды - один из обязательных стендов в группе. Почему? Все просто: наблюдать за погодой не сложно, но это ежедневное занятие формирует у детей такие важные навыки как внимательность, любознательность, любовь к окружающей среде и заботу о ней, учит устанавливать взаимосвязь между событиями. Уголки погоды для разных возрастных групп отличаются друг от друга: самые маленькие дети еще не способны строить временные ассоциации, поэтому календарь погоды, на котором имеется возможность отметить день недели, для них еще не актуален. Такие понятия, как температура, число месяца - тем более сложны.
Патриотический уголок, или по-другому - украинский уголок - это отдельно выделенное пространство в группе, где размещена государственная символика Украины, а также народные символы: кукла в украинском костюме, кукла-мотанка, традиционная украинская вышивка и образцы посуды. Наличие такого уголка призвано формировать в ребенке осознание своей национальной принадлежности и идентичности, любви к Родине.
Стенды по валеологии, уголки настроения, всевозможные полезные детские плакаты - все они помогают не только воспитывать в ребенке определенные навыки, но и привлекательно оформить помещение, заинтересовать детей в посещении детского сада и приобретении новых знаний.
Стендов для ДНЗ очень много, и всегда можно подобрать или изготовить для каждой группы стенд индивидуально в своем стиле. И, что важно, служат они обычно очень долго.