Оформление образовательного пространства НУШ
Оформление образовательного пространства НУШ: что это такое? Давайте разбираться.
С введением в Украине образовательной реформы изменился и подход к оформлению школьных кабинетов. Теперь классы будут делиться на четкие зоны, которые обязательны в любом кабинете начальной школы. Для каждой зоны свои рекомендации по оформлению.
Купить стенды для НУШ
Мебель для НУШ
Первое с чего стоит начать – это самый важный и обязательный предмет, независимый от зон кабинета, который ученик сможет и должен будет передвигать самостоятельно. Парта/стол и стул. У каждого ученика должны быть своя парта и стул. Как раньше, по двое, учеников теперь не рассаживают.
В новой образовательной программе выделено намного больше времени на деятельность в группах во время уроков. Поэтому стул и стол должны быть легкими, чтобы ребенок сам мог передвигать его в любую нужную зону класса. Вес стула не должен превышать 4 кг, а стола 10 кг. Так же мебель должна подходить как минимум двум ростовым группам учеников. Мебель для разных ростовых групп помечается маркировкой: желтой, красной или зеленой (от 130 до 175 см). Всего маркировок может быть 6. Поэтому удобно закупать столы и стулья, которые регулируются по размеру. Формы столешниц могут быть разными, но предпочтительнее всего трапециевидная форма - она считается самой удобной. Столешница, если она находится под наклоном, должна быть подвижной и становиться в ровное положение или находится в нем постоянно. Так же ее покрытие должно быть матовым. Что касается стула, рекомендуется дизайн с подставками для приборов. Все углы мебели должны быть скругленными. В кабинете вообще не должно быть ничего острого, не должно быть никаких посторонних запахов, а вся мебель должна состоять из материалов, разрешенных законодательством для использования в учебных заведениях. Касательно цвета и дизайна так же есть рекомендации: неяркие светлые теплые оттенки желтого, зеленого, голубого, бежевого цветов. Мебель должна соответствовать эстетическим параметрам: привлекательный вид, современный дизайн, соответствие стилю общего обустройства помещения.
Общие положения оформления кабинетов Новой украинской школы:
- организация пространства, которое будет способствовать свободному развитию творческой натуры ребенка;
- планирование и дизайн учебного пространства направлены на развитие ребенка и мотивирование к обучению.
Исходя из этого должны проектироваться и распределяться зоны в кабинетах.
Как именно должно разграничиваться пространство?
- зона учебно-познавательной деятельности;
- сменные тематические зоны, в которых размещаются доски/флипчарты, стенды и т.д.;
- зона для игр, включающая настольные игры, инвентарь для подвижных игр в младших классах;
- центр художественно-творческой деятельности с полочками для хранения принадлежностей и стендом для сменной выставки детских работ;
- уголок живой природы;
- зона отдыха с ковром для сидения и играми, стульями, креслами-пуфиками, подушками с мягким покрытием;
- детская классная библиотека;
- центр учителя, оснащенный столом, стулом, компьютером, полками/ящиками, шкафами для хранения дидактического материала и т.д.
Рекомендации по оформлению зон НУШ
Зона учебно-познавательной деятельности.
Эта зона включает в себя столы, стулья и место для зоны обсуждения. Его можно оформить ковром размера 2х3 м или 3х4 м, в зависимости от количества учеников. Или подушками/пледами для каждого ученика, это дешевле, чем ковер, и таким образом у каждого ребенка появляется свое личное пространство, где он может чувствовать себя защищенно и безопасно.
Сменные тематические зоны, в которых размещаются доски, флипчарты, стенды и т.д.
Это место, где находится основной набор всех мультимедийных средств обучения. НУШ предполагает использование IT-технологий для обучения, чтобы уроки проходили продуктивнее и интереснее. Тем более в наше время без этого обойтись просто невозможно. Здесь должны располагаться доски и весь учебный материал, используемый во время уроков, стенды, баннеры, портреты и др. Доски могут быть разными, начиная со стандартной меловой, до интерактивной. Магнитные доски тоже очень хороший выбор, это удобно и позволяет разместить картинки и материалы так, чтобы всем ученикам было видно. Флипчарты – отличный выбор, потому что с ними используются маркеры, и нет необходимости отмывать весь класс от мела после каждого применения доски. Интерактивная доска, конечно же, хороший выбор, но не лучший. Во-первых, не всегда на ее покупку есть средства. Во-вторых, она не позволяет сразу большому количеству детей принимать активное участие в процессе, а это не соответствует новым стандартам.
Зона для игры, оснащенная настольными играми, инвентарем для подвижных игр
Игровая зона, где дети могут повеселиться и провести время во время перерыва должна располагать набором игрушек. Например, конструктор или пазлы. Приветствуются мягкие игрушки, большие и маленькие. Конечно же, стоит оборудовать это место ковром или подушками, пуфиками или другой мягкой удобной мебелью.
Зона художественно-творческой деятельности с полочками для хранения принадлежностей и стендом для сменной выставки детских работ
Это место обожают все дети, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы все материалы были в быстром доступе. Но не стоит хранить острые и другие травмоопасные инструменты в этом месте. Пусть они находятся у учителя или в учительском уголке, чтобы у детей не было к ним легкого доступа. Стенды для сменной выставки работ отлично мотивируют. Родители, как важные участники процесса обучения всегда смогут посмотреть на результат творческого развития их ребенка. Есть разные варианты стендов, один из самых удобных – стенд-растяжка для рисунков, так как он позволяет разместить очень большое количество рисунков - 30 и более, нужно лишь раздвинуть пластиковые держатели на достаточное расстояние. К тому же, вешать рисунки на стенд могут и дети, так ка закрепляются рисунки канцелярскими прищепками. Если у вас для такого стенда нет большого пространства на стене, отличной альтернативой будет мультифункциональный пластиковый стенд с деревянными полочками и ящиком для рисунков. На нем можно разместить не только рисунки, но и поделки из пластилина.
Уголок живой природы
Уголок живой природы – это самое зеленое место в кабинете. Есть список рекомендованных растений и животных для содержания в этом уголке, но важно, чтобы там не было растений и животных, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Принадлежности и инструменты для содержания уголка живой природы стоит хранить в отдельном месте, ключ от которого будет храниться у учителя.
Зона отдыха с ковром для сидения и играми, стульями, креслами-пуфиками, подушками с мягким покрытием
У каждого человека должна быть возможность уединиться. Особенно важно это для детей, чья нервная система перегружается довольно легко. Эта зона очень важна в кабинете. Здесь тихо, уютно и безопасно. Не должно быть много игрушек, как в игровой зоне, но мягкие игрушки лучше держать и тут. Возможность пообниматься с любимой игрушкой помогает ребенку успокоиться и вернуться к рабочему состоянию. Можно добавить книги или пазлы и другие спокойные игры, которые не требуют активной умственной работы и помогут расслабиться. Атмосфера должна располагать к отдыху и спокойствию, чтобы перевозбужденная нервная система ребенка могла разгрузиться. В оформлении этой зоны помогут подвесные кресла, пуфы, или кресла-груши.
Детская классная библиотека
В детской классной библиотеке располагаются шкафы (или любая другая мебель) с открытыми полками, позволяющими любому ученику ею воспользоваться. Книги не должны быть большими. У ребенка должна быть возможность управиться с книгой примерно за 15 минут. Мебель в этой зоне, как и во всех других, должна сочетаться с оформлением всего кабинета и состоять из материалов, которые разрешены действующим санитарным законодательством для использования в учебных заведениях. Эта же зона является местом, где хранятся все учебные материалы, которые используются во время уроков. Это удобно и экономит место.
Зона учителя, оснащенная столом, стулом, компьютером, полками/ящиками, шкафами для хранения дидактического материала и т.д.
У учителя обязательно должна быть своя зона, где находятся все его вещи. Как личные, так и необходимые для проведения уроков. Стол с полками и ящиками, компьютер, необходимая документация и вспомогательные материалы. Мебель в учительской зоне не должна выделяться, все оформление кабинета сохраняется в одном стиле. Здесь же учитель может расположить свои грамоты, награды, сертификаты, демонстрирующие его профессиональные качества. Так же можно разместить личную информацию, фотографии, подарки от учеников и многое другое. Кстати, подобная "выставка достижений учителя" повышает его авторитет у учеников ;)
В оформлении каждого кабинета обязательно должны присутствовать:
- стенды с государственной символикой Украины;
- классные уголки (покупные или самодельные);
- стенды по безопасности жизнедеятельности;
- доска настроения и правила класса, информационные стенды для сменной информации;
Это то, что и раньше находилось в кабинетах учебных заведений. Безопасность не перестала быть актуальным и важным вопросом, стенды с государственной символикой тоже. Классные уголки, где будет размещена вся актуальная информация и для родителей, и для детей, не перестают быть нужным элементом оформления. Хорошо, когда в классе есть стенды, рассказывающие и показывающие жизнь класса как коллектива, список именинников или победителей олимпиад и конкурсов, фотографии детей и др. Так же должны быть стенды со сменной информацией, касающейся учебного процесса, где будет видна тема дня или тема недели, любая другая актуальная информация. Для этого идеально подойдут стенды с карманами.