Аппликация с детьми раннего возраста в младших группах
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме. Его моторика уже достаточно развита и аппликация в этом возрасте становится доступным способом дальнейшего развития как умственных, нравственных, эстетических и языковых навыков, так и очень положительно влияет на интенсивное формирование художественных способностей. Маленькому ребенку значительно легче выражать свои впечатления с помощью творчества. Аппликация - замечательный вид продуктивной деятельности, который позволяет с помощью цветной бумаги, картона, клея и ножниц создавать яркие привлекательные для ребенка изображения.
Стенд для рисунков и аппликаций купить
Во время создания аппликации ребенок развивает мелкую моторику, получает новый сенсорный опыт, активизирует воображение и творческие способности. Занятия по аппликации предусмотренны программой начиная со второй младшей группы.
Доступность аппликации обуславливается несложными приемами и возможностью свободного манипулирования готовыми формами, позволяет достичь результатов путем проб и ошибок. Как правило, дети с большим удовольствием занимаются изобразительной деятельностью, поэтому привлечение их к этому виду занятий не требует больших усилий. Желательно, чтобы такие предметы, как пластилин, цветная бумага, краски были у детей всегда под рукой.
В детском саду проводятся предметная, сюжетная и декоративная аппликация. Тему воспитатель выбирает самостоятельно, но она должна быть направлена на формирование изобразительных и технических умений. Лучше, когда тематика конкретная и понятная: «Платье для Анны, в нем она пойдет в гости», «Сделаем машинку и поедем кататься» и другие. В младших группах необходимо четко продумывать наглядный материал. Один из приемов - предложить ребенку сделать аппликацию из нескольких готовых частей и нескольких созданных собственноручно.
На первом занятии, когда дети только учатся наклеиванию, необходимо все этапы работы демонстрировать на вертикальной поверхности. Клеенку следует прикрепить на доске или фланелеграфе справа от листа бумаги. Все действия следует показывать медленно, четко, сопровождать показ словами. Нужно научить детей:
- правильно держать кисточку;
- брать достаточное количество клея;
- каждый елемент класть на клеенку цветной стороной вниз;
- хорошо намазывать всю поверхность от серидины до края;
- кисточку класть на подставку;
- осторожно поворачивать форму цветной стороной вниз и клеить на бумагу;
- плотно прижимать салфеткой.
С первых занятий воспитатель должен приучать детей соблюдать правила аккуратности: не набирать на кисточку много клея, после намазывания ставить кисточку на подставку, намазывать на клеенке, при наклеивании придавливать наклеяни формы салфеткой, а не ладонью. Об этом нужно напоминать детям как во время объяснения задания, так и в ходе его исполнения.
При создании аппликации необходимо помнить следущее:
- Урок не должен длиться более 5-7 минут с маленькими детьми и 15-20 минут со старшими. А при возникновении волнения хватит и 3 минут.
- Чередуйте материалы, из которых делаете аппликацию: ребенку важно разнообразие.
- Если ребенок нетерпеливый, быстро устает, заранее готовьте все необходимое.
- Занятия должны быть регулярными, хотя бы раз в неделю.
- Не рекомендуется сочетать рисование и аппликацию: когда на нарисованную травку наклеивают цыплят, подрисовывают им ноги, глаза. В этом случае теряется специфика как рисования, так и аппликации.
Отличительной формой обучения являются индивидуальные и фронтальные (с небольшой подгруппой) занятия в виде занятий-импровизаций. Индивидуальные занятия более характерны для домашнего выполнения с родителями. Фронтальные занятия проводятся небольшими подгруппами, лучше в утренние часы, в форме игры, в ходе которой воспитатель комментирует процесс работы. Использование ножниц детьми второй младшей группы разрешается только при индивидуальных занятиях.
Детям от 1 до 3-х лет рекомендуем предложить работу без использования ножниц, например:
• «Стикеры» - можно использовать готовые стикеры, купить изображение на основе стикеров или украсить готовое изображение стикерами. Например: веселая стирка. Ребенок клеит готовые стикеры на бумагу. Или травка. К готовому изображения гриба или цветка ребенок приклеивает травку со стикеров.
• «Смятая бумага» - важно, чтобы взрослый показал ребенку, как правильно смять бумагу и правильно приклеить к основанию. И очень важно, чтобы был готов образец. Примеры занятий: елочные шарики, снеговик, разноцветные бусы.
• «Рваная бумага» - рвем бумагу на кусочки и приклеиваем на бумагу. Примеры: тучка, крошки для птиц.
• «Наклеивание готовых изображений» - примеры: ноябрь, цветы в вазе (из гербария).
• «Игровая аппликация» - в этой технике приклеиваются готовые фигурки, но не полностью, а частично. Например: спрячь солнышко. Приклеиваются солнышка, и вырезается 1 лист, под которым ребенок прячет ту или иную букашку.
• «Собери картинку» - используются фрагменты фигурок для наклеивания, из которых потом складывается целое изображение. Например: дом, поезд.
• «Аппликация из разных материалов» - используются крупы, пуговицы, вата, ткань, фольга, нити и тому подобное. Например: пушистый снежок с использованием ваты. Платочки для дочери из кусочков ткани. Звезды на небе - фольга. Волшебный барашек из ниток. Или гречишный ежик.
Как же организовать занятия по аппликации с детьми раннего возраста?
• Подготовить рабочее место - постелить клеенку, приготовить картон, бумагу, клей и обязательно салфетки.
• Обязательное участие взрослого. Занятие должно быть в виде игры и не более 10 - 15 минут.
• Использовать можно разные виды техник.
На подделках обязательно пишем дату и возраст. Рекомендуемое размещение аппликаций на стендах для мотивации более тщательного выполнения работы детьми. Так гораздо легче оценить и проанализировать развитие мануальных и зрительных навыков ребенка. Успехов Вам и Вашему ребенку!